You are currently viewing Лиговский проспект

Лиговский проспект

Лиговский проспект вообще-то довольно длинный. Тянется от Некрасова/Бассейной до площади Московских ворот; то есть примерно километров на шесть. Что много. И в принципе, он древнее самого города: пролегает по тракту из Новгорода к Невской дельте и дальше в Выборг. В начале XVIII века тут возник канал, призванный решить вопросы водоснабжения нового города. В 1891 году канал большей частью засыпали, но по его трассе задумали устроить трамвай, что реализовалось, правда, отнюдь не сразу, к 1915 году. И так сложился Лиговский проспект недавнего прошлого, наш Лиговский, с дребезжащим неспешным трамваем и липовой аллеей, по которой он двигался. Причем обе эти особенности были для города весьма важны: трамвай обозначал собой важный транспортный узел с остановкой напротив Московского вокзала, ну а деревья радовали глаз и вовсю занимались фотосинтезом, что для мегаполиса немаловажно)

Так вот, о чем это я? Задумавшись о терминах, вспомнил, что существует ещё «Лиговка». И осознал, что для меня это – не улица, целый район, но где-то там, за перекрестком с Разъезжей, около Обводного и за ним, наверное, до Витебского, Лиговка-Ямская. А как назвать ту часть, что от Витебского до Московского, так даже и не найдусь.. Это я вспомнил к тому, что «Лиговский проспект» лично для меня – это кусок от Невского, от вокзала и до Кузнечного переулка. Ну, хорошо, до упомянутой уже Разъезжей улицы. Который знаменит, и был знаменит, своим прекрасным трамвайным коридором, составленным из обильной зелени дерев, и зданием нынешнего ТК Галерея или, кому как, бывшими на его месте разномастными, но симпатичными несколькими домиками, иные из которых имели весьма славную историю.

Если помните, то тем домикам (номера, к слову, 24, 26, 30, 34-36, 38 и 42) должна была наследовать не Галерея, а вокзал для высокоскоростной магистрали до Москвы, совмещенный с деловым центром. За ради этой идеи и были снесены в 1996 году вышеозначенные дома, самый известный и видный из которых имел номер 26. Был он построен в начале XIX века, классицизм, да, основательный, но не без изящества, и размещалось в нем богоугодное заведение, а именно: Дом призрения малолетних бедных при Императорском человеколюбивом обществе. Сироты и дети бедняков обучались здесь с 6 до 14 лет ремеслу, выпускались подмастерьями и ещё пять лет после того общество следило за судьбой недавних подопечных. Впрочем, это было давно. А в конце советской эпохи в историческом здании функционировал Дом культуры железнодорожников «Экспресс»; его яркая неоновая надпись-название красила окрестности красноватыми оттенками. В других домах, помимо жилья, располагались детский сад, пирожковая и галантерейный магазин.

В новой исторической реальности была организована специальная коммерческая структура ВСМ, для реализации инвест-проекта взяли в Европе под госгарантии крупный кредит, снесли дома, вырыли обширный котлован и обанкротились. Вероятно для этого всё и задумывалось. Долго ещё вдоль проспекта стоял унылый бетонный забор, а в котловане плескалась вода: новых интерессантов не появлялось, ведь на участке висело значительное обременение в виде госгарантий, данных в обеспечение прошлого кредита. Как помню, обо всей этой истории хорошо, много и подробно писали в журнале «Город».


Как-то эта запутанная финансово-правовая коллизия разрешилась к концу нулевых, и в 2008-2010 годах появилась Галерея. Уже не вокзал, Сапсаны обошлись без специальной гавани, но храм потребительства, консюмеризма. Здание, по моему мнению, не шедевр, массивное и тяжелое, но фасадом в разношерстную застройку проспекта вписалось.

А трамвай и липы попали под раздачу чуть раньше появления ТК. В начале нулевых городское начальство прямо фонтанировало концептами демонтажа трамвайной инфраструктуры, увеличения количества полос автомобильного движениягде только ни и даже сокращения ширины пешеходных тротуаров кое-где – всё для того же. Меж тем, ранее Лиговский проспект был трамвайным раем: во-первых, липы (читай: Эдем, Парадиз); во-вторых, почти на всем протяжении выделенная линия (открытые рельсы, промежутки засыпаны щебенкой, отделены от автомобильной части поребриком), и, наконец, количество маршрутов (через проспект проходило номеров семь-восемь трамваев: 16, 49, 25, 10, 44, 19 и ещё, не вспомнить уже). Через узел у вокзала соединялись такие далекие друг от друга части города, как, например, Купчино и Охта.

В 2007 году этому трамвайному великолепию пришел конец: липовая аллея была уничтожена на всем протяжении, сняты пути от Жуковского до Кузнечного, осталось всего два маршрута, сокращенные и видоизмененные. И проспект из озелененной улицы превратился в каменно-асфальтовые джунгли с далеко не первосортной современной застройкой.