You are currently viewing Александр Иванович Гегелло

Александр Иванович Гегелло

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕГЕЛЛО (1891-1965) родился в Екатеринославе в семье земского врача. После смерти отца переехал вместе с матерью в Петербург, где поступил в Институт гражданских инженеров. Во время учёбы работал на стройках архитектора И. А. Фомина. В 1920 году окончил институт и поступил на архитектурное отделение Академии художеств, которое успешно закончил в 1922 году. Гегелло принадлежит к числу архитекторов, чье становление и формирование совпало с периодом становления Советского государства, он стал одним из главных идеологов нового архитектурного стиля- конструктивизма, и в течение последующей жизни выполнил более 300 проектов, из которых осуществлено более ста.

Конструктивизм оказался одним из самых ярких, но в то же время недолгих архитектурных периодов в истории нашей страны . Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике конструкций, вертикалей и горизонталей строения. С помощью простой геометрии, без украшений, архитекторы- конструктивисты создавали яркие и запоминающиеся образы своих зданий.

В первые послереволюционные годы А. И. Гегелло в самой гуще нового социалистического строительства, он принял участие в разработке и проектировании самых насущных для того времени зданий и сооружений массового назначения: жилых комплексов, школ, больниц, рабочих клубов и дворцов культуры, столовых, бань и учебных заведений.


В 1925 году (совместно с Никольским, Симоновым и Кричевским) Гегелло работает над созданием одного из первых жилых комплексов для рабочих —жилмассива Тракторной улицы. Жилмассив- это реализация витавшей все 1920е годы идеи «города-сада», где люди заперты не в душных дворах-колодцах, подобных каменной клетке, а живут в отдельных домах-коттеджах, утопающих в зелени. 16 домов, для которых были взяты в качестве примера коттеджи, характерные для Скандинавии и Британии, расположены достаточно свободно и соединены между собой полуарками, которые помогают достижению большей цельности застройки и вместе с тем создают впечатление динамического характера композиции ансамбля. В жилмассиве на Тракторной архитекторы сделали все, чтобы создать для жителей новых домов наиболее комфортные условия: окна жилых комнат обращены на юг, во всех помещениях, включая уборные, предусмотрено естественное освещение. Расселили в домах работников Путиловского (позже-Кировского) завода. Считалось, что соседские отношения будут способствовать укреплению производственных связей, и в идеале вся страна должна была быть собрана в такие сообщества «по производственному принципу».

В 1925—1927 годах к 10-летию советской власти А. И. Гегелло (совместно с Кричевским) был создан один из выдающихся первенцев советской архитектуры — Дворец культуры им. А. М. Горького. Удачный образ здания Дворца культуры представляет собой совокупность динамичных объемов, в соответствии с канонами конструктивизма подчеркивающих внутренние функции здания: овальный объем зрительного зала и фойе-галерей выделяют выступающие по сторонам башенные объемы лестниц, от которых отходят боковые крылья здания, в которых находятся библиотека, физкультурный зал и клубные помещения. Театральный зал ДК имени Горького был лишен привычного разделения на партер и ложи, архитекторы стремились «создать общие условия как видимости, так и слышимости для всех»- и партер, и балкон связаны со сценой и перетекают друг в друга. Приоритет Гегелло в создании нового типа рабочего клуба был отмечен на Всемирной выставке 1937 года в Париже присуждением ему «Гран при» за проект ДК Горького.

В 1927 году по проекту А. И. Гегелло был осуществлен памятник В. И. Ленину и Разливе («Шалаш в Разливе») и спроектирована пристань в Разливе. Здесь, как и в ряде других памятников, Гегелло проявил себя как одаренный мастер в области синтеза искусств. Позже именно Гегелло будет поручено установить стелу в память о выстреле «Авроры» на Английской набережной.

В те же годы -1927—1930- А. И. Гегелло (совместно с Кричевским) работает над реконструкцией инфекционной больницы им. С. П. Боткина в Ленинграде. По замыслу А. И. Гегелло устаревшие деревянные бараки были заменены благоустроенными павильонами, оснащёнными лабораториями, а сами павильоны отвечали современным требованиям изоляции больных в боксах. Было построено 13 двухэтажных павильонов на 950 коек, а также очень эффектное здание прозекторской (морга).

Когда конструктивизм выходит из моды, и новым «главным» стилем становится классика, Гегелло продолжает активно работать. В этот период он строит Дворец культуры имени И. И. Газа (1930—35 гг.); «Большой дом» — здание НКВД на Литейном проспекте (1931—33 гг., совместно с Лансере, Оль, Троцким), кинотеатр «Гигант» (1934-36, совместно с Кричевским), школу на Моховой улице (1935, совместно с Кричевским) и школу на наб. Робеспьера (1936 г., совместно с Дроздовым); новое здание Ярославских бань в Удельной (1936-38), Анатомический корпус Первого медицинского института им.Павлова (1936-38), здание аэропорта «Пулково» (1948-51г.). Для Гегелло не было главных и второстепенных построек, к любому проекту он относился с полной ответственностью, часто он брался за достройку или реконструкцию уже существовавших сооружений.

Александр Иванович Гегелло принимал деятельное участие в работе Союза архитекторов СССР и Академии архитектуры СССР, в 1950 г. стал вице-президентом Академии архитектуры. Тогда же начинается московский период творчества А. И. Гегелло.